Главная  Измерения массы в промышленности 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207

институте метрологии им. Д. И. Менделеева (ВНИИМ) в Ленинграде. Эталон установлен на кварцевой пластине, прикрыт двумя стеклянными колпаками и находится в стальном шкафу, который, в свою очередь, помещен в стальную камеру особого сейфа. Сейф расположен в специальном хранилище эталонов ВНИИМ.

Достоверность единицы массы метрической системы мер и Международной системы единиц основана исключительно на неизменности международного килограмма. Эта неизменность гарантируется стабильностью материала, из которого изготовлен прототип, условиям'и его хранения и применения. Неизменность тем выше, чем меньше используется прототип.

В СССР передачу единицы массы от принадлежащего ему первичного эталона - прототипа № 12 - эталонным, образцовым и рабочим мерам массы осуществляют согласно поверочной схеме для гирь и весов (ГОСТ 14636-69 Государственная система обеспечения единства измерений. Поверочная схема для гирь и весов ). В поверочной схеме (рис. 131) наглядно показано соподчинение одних мер массы другим: указаны точность, с которой аттестуют все 1меры, и необходимые для этого весоизмерительные приборы. Измерения массы являются наиболее распространенным видом Измерений, так как они выполняются практически во всех областях пауки, техники и народното хозяйства. Поэтому диапазон точности в этой области измерений очень велик. Диапазон измеряемых величин массы также очень велик -от тысячных долей миллиграмма до сотен и тысяч килограммов.

Для обеспечения единства и точности измерений массы предусмотрены эталоны-копии и рабочие эталоны массы, образцовые гири четырех разрядов и рабочие гири пяти классов точности, охватывающие весь диапазон измерения массы.

Эталоны-копии первичного эталона, как и сам первичный эталон, представляют собой гири номинальной массой 1 кг. Рабочие эталоны, образцовые и рабочие гири соединяются в килограммовые, граммовые и миллиграммовые наборы.

Передача значения единицы массы в сторону больших и малых масс осуществляется методами калибровки [22, 25]. Под калибровкой понимается метрологическая операция определения погрешностей или поправок совокупности мер, осуществляемая путем сравнения отдельных мер в различных сочетаниях.

Эталоны единицы массы сличают на метрологических весах (см. § 44). Так как вариация весов мала и иосит случайный характер, то путем многократных взвешиваний достигают необходимой точности поверки эталонов-копий и рабочих эталонов с погрешностью соответственно 5-10- и ЫО .

Образцовые гири предназначены для поверочных работ, а рабочие - для практических взвешиваний. Согласно поверочной схеме гирь и весов образцовые гири делятся на четыре разряда. Назначение образцовых гирь различных разрядов понятно без пояснений (см. поверочную схему).

13* 195



Рабочие гири подразделяются на: !) гири общего назначения;

2) условные;

3) рейтеры;

4) гири специального назначения;

5) встроенные в весы.

Гири общего назначения в соответствии с ГОСТ 7328-65 делятся на пять классов; гири каждого класса имеют свою область применения:

класс 1 микрохимические и химические анализы высшей точности;

класс 2 химические анализы обычной точности;

класс 3 технические анализы повыщенной точности, взвешивание драгоценных металлов;

класс 4 технические анализы обычной точности, взвешивание медикаментов;

класс 5 торговые и хозяйственные взвешивания.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к точности взвешиваний в науке, технике и народном хозяйстве, ГОСТ 7328-65 установлены допускаемые отклонения массы гирь различных классов от номинального значения. Допуски приняты такими, чтобы гири всех классов можно было бы использовать без учета :отклонений их массы от номинала *. Такое применение гирь очень удобно.

Условные гири, изготовляемые по ГОСТ 11711-66, применяют для торговых и хозяйственных взвешиваний на неравноплечих передвижных весах но ГОСТ 11219-71 (см. § 59).

Гири-рейтеры применяют при взвешиваниях на аналитически/с весах (см. § 46) для определения малых долей массы. Кроме того, рейтеры применяют при взвешиваниях на весах специального назначения.

Гири специального назначения предназначены для взвешивания каких-либо определенных материалов, например драгоценных камней (каратные), или для взвешивания деталей, масса которых некратна массе стандартных гирь, при изготовлении таких деталей крупными партиями (например, шатунов, поршней, пальцев двигателей внутреннего сгорания и пр.).

Гири, встроенные в весы, могут быть накладными и передвижными.

Накладные гири применяют в лабораторных и циферблатных весах всех назначений, а передвижные гири - в гирных и шкальных весах и в отдельных случаях в циферблатных весах главным образом для уравновешивания тары.

* В отдельных случаях при необходимости погрешности гирь классов 1, 2 и 3 могут быть учтены.



§ 51. Масса и комплектация гирь

Гири образцовые и общего назначения соответствуют по массе следующему ряду:

миллиграммовые 500, 200, 100, 50, 20, 10, 5, 2, 1 мг

граммовые 50О, 200, 100, 50, 20, 10, 5, 2, 1 г

килограммовые 20, 10, 5, 2, 1 кг

Помимо этих гирь образцовые гири 1-го разряда могут иметь массу 0,1; 0,2 и 0,5 мг*, а гири 4-го разряда - массу 0,5; 2; 25 и 40 т. Последние две гири называются контрольными весовыми платформами и применяются только для поверки вагонных весов (см. § 71, 72).

Номинальная масса условных гирь 5; 2; 1; 0,5; 0,2 и 0,1 кг. Так как эти гири предназначены для взвешиваний на весах с отношением плеч 1 : 100, то им приписывают условную массу, в сто раз большую номинальной.

Масса гирь-рейтеровлабораторных весов 10; 5 и 1 мг. Рейтеры весов специального назначения могут иметь массу, отличную от указанной для миллиграммовых гирь, например, 1200 мг для маслопробных весов.

Гири специального назначения, а также встроенные в весы могут иметь любую массу в зависимости от назначения и конструкции весов. Например, передвижные гири шкальных переносных весов могут иметь массу 0,485; 0,585 кг.

. Для удобства пользования гири соединяют в наборы (комплекты, разновесы) по определенной системе - так, чтобы при взвешивании грузов различной массы пользоваться по возможности меньшим числом гирь. Образцовые и рабочие гири соединяют в миллиграммовые, граммовые и килограммовые наборы. Гири массой 20 кг и выше применяют и хранят каждую в отдельности. Наборы, составленные по десятичной системе, состоят из серии гирь 1; 2; 2; 5. Иногда применяют наборы, состоящие из се-рш1 1; 2; 3; 5 или 1; 1; 1; 2; 5.

В табл. 13. показано использование гирь из разных наборов при взвешивании тел различной массы от 1 до 10 г.

Несмотря на выгодность набора с тройками, при помощи которого можно сделать десять различных взвешиваний, использовав наименьшее число гирь (18), в СССР принят набор с повторными двойками, так как гири 1, 2, 5 легче различать на глаз, чем гири 1, 2, 3, 5.

Наборы гирь помещены в футляры, изготовляемые из пластмассы, древесины или фанеры. Основными требованиями, предъявляемыми к футлярам, являются следующие: материал футляров не должен содержать вещества, вызывающие коррозию гирь, и излишнюю влагу; крышка футляра должна плотно закрываться, предохраняя гири от выпадения и перемещения в гнездах.

* Для поверки крутильных весов.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207

© ООО "Карат-Авто", 2001 – 2024
Разработчик – Евгений Андрианов