Запасные части для двигателя 409 ЗМЗ УАЗ

Основное назначения двигателя ЗМЗ 409 производства Заволжского моторного завода – оснащение им вседорожников УАЗ-315195 («Хантер»), пришедшим на замену легендарному УАЗ-469. Двигатель бензиновый, инжекторный, рядный, имеет 4 цилиндра и систему распределённого впрыска.

К особенностям этого двигателя относятся: газораспределительный механизм с четырьмя клапанами и двумя впускными каналами на каждый цилиндр; центральное расположение форсунок; антифрикционные покрытия клапанов и поршней; кованый коленчатый вал и др. Охлаждение жидкостное. Рабочий объём ЗМЗ 409 – 2,69 литра, мощность – 142,8 л.с. при крутящем моменте 3700-4100 об/мин. Диаметр цилиндра – 95,5 мм, ход поршня – 94 мм.



Жёсткие условия эксплуатации автомобиля УАЗ-Хантер требуют особого внимания к уходу за его двигателем, своевременной профилактики и замены выходящих из строя частей. Наиболее востребованные запасные части для двигателя 409 ЗМЗ УАЗ следующие:

- Блок цилиндров.

Изготавливается из серого чугуна, цилиндры, расточены в теле блока. Между цилиндрами есть каналы для жидкостного охлаждения. Для крепления узлов, деталей и агрегатов на блоке выполнены специальные фланцы, приливы и отверстия. Снизу имеется пять опор для коренных подшипников коленвала, съёмные крышки которых болтами крепятся к блоку. Крышки подшипников не взаимозаменяемы и обрабатываются с блоком в сборе. Причём, крышка третьего подшипника обработана так, чтобы с помощью двух упорных полуколец ограничивать осевые перемещения коленвала.

- Головка блока цилиндров.

Отливается из алюминиевого сплава. Здесь на каждый цилиндр имеется по паре впускных и выпускных клапанов. Через гидротолкатели с помощью двух распредвалов осуществляется привод клапанов. Зазоры между стержнями клапанов и кулачками распредвалов не регулируются, поскольку их автоматически компенсируют гидротолкатели. В головке блока установлены с натягом направляющие втулки и сёдла клапанов. Камеры сгорания выполнены снизу, а сверху располагаются опоры распредвалов с алюминиевыми крышками. Обработка крышек ведётся с головкой блока в сборе, поэтому они не взаимозаменяемы.

- Распределительные валы.

Отливаются из чугуна, профили обоих валов (выпускного и впускного) одинаковы. Смещение кулачков относительно осей гидротолкателей – 1 мм.



- Коленчатый вал.

Отливается из чугуна высокой прочности. Имеет 8 противовесов. От осевых перемещений удерживается упорными кольцами на средней шейке. В задней части к нему крепится маховик, куда вставляются подшипник первичного вала КПП и распорная втулка.

- Шатуны двигателя.

Кованые, изготавливаются из стали, имеют стержень таврового сечения. В верхней головке шатуна имеется впрессованная втулка из бронзы, нижняя головка снабжена крышкой с двумя болтами. Шатуны и крышки шатунов обрабатываются в собранном виде, каждая устанавливается на своё место. Стержни шатунов имеют отверстия для охлаждения поршня маслом. В нижней головке шатуна устанавливаются вкладыши.

- Поршни.

Отливаются из алюминиевого сплава. Имеют 4 углубления на днище под клапаны, что предотвращает удары поршней по клапанам при сбое фаз газораспределения. Чтобы поршень был установлен правильно, на цилиндре у бобышки имеется надпись «ПЕРЕД». Каждый поршень имеет 3 кольца – маслосъёмное и 2 компрессионных.
© ООО "Карат-Авто", 2001 – 2024
Разработчик – Евгений Андрианов