Маятниковый рычаг для ГАЗ 31105

Начинающие автолюбители узнают о такой вещи, как маятниковый рычаг, ощутив в рулевом управлении повышенный люфт. Это происходит потому что возникает зазор во втулках маятникового рычага стандартной конструкции с подшипниками скольжения. Каковы же причины возникновения этого зазора?

Дело в том, что силы, которые действуют в рулевой трапеции автомобиля при вращении руля на месте или при наезде с низкой скоростью на препятствие, высотой примерно 5-6 см, обычно не более 150-200 кгс. При этом на ось штатного маятникового рычага действует в два раза меньшая сила. При подобных нагрузках и скоростях скольжения втулок износостойкость подшипника скольжения должна была быть достаточной. Но в реальности он редко выдерживает более 50-80 тысяч километров, а иногда даже и того меньше, по причине абразивного износа.



На автомобильных дорогах достаточно грязи, чтобы при движении покрыть все места, где стыкуются уплотнительные кольца со стальными шайбами. А когда автомобиль въезжает на ухабы, то грязь, под действием вибраций "затягивается" внутрь рычага. Это происходит следующим образом - вибрации рычага вызывают его колебания в осевом и радиальном направлениях и он одновременно при этом слегка поворачивается. В результате каждая точка металлической шайбы двигается по спирали, захватывает мелкие частички абразива с поверхности резинового кольца и увлекает их в самые недра узла. Итогом становится неизбежная замена втулок рычага.

Выходом из этой ситуации может стать использование маятникового рычага на подшипниках, устанавливающегося вместо штатного рычага без каких-либо дополнительных серьезных изменений. Вместо традиционной бронзовой втулки ставятся шариковые подшипники, а в корпус маятника дополнительно ставится сальник со стороны сошки.



Шарниры маятникового рычага и тяги сошки на машине Волга ГАЗ 31105 защищены от попадания грязи и влаги с помощью колпачковых резиновых уплотнителей с распорными металлическими втулками. У шарнира маятникового рычага дополнительно имеется дополнительно пластмассовый сухарь. Уплотнители шарниров боковых тяг выполнены из гофрированной резины, с полиэтиленовой распорной втулкой и металлической обоймой для напрессовки тяги на буртик. Новые шарниры имеют корпус с высотой буртика, увеличенной до 7 мм и штампованную из листовой стали резьбовую заглушку. Палец маятникового рычага совершает вращение в металлокерамических втулках, запрессованных в защитные резиновые втулки. За счет их деформации передний конец маятникового рычага может свободно перемещаться до 2 мм, при максимально допустимом перемещении при износе не более 4 мм.

Подобная конструкция дает ряд серьезных преимуществ, заключающихся: в уменьшении усилий при повороте рулевого колеса и в полном исключении попадания внутрь корпуса маятника грязи и пыли, от чего сопрягаемые детали изнашивались. Также полностью исключено какое-либо вытекание смазки из корпуса маятника, что дает возможность эксплуатировать узел, не проходя технический осмотр автомобиля в течении более длительного срока времени.
© ООО "Карат-Авто", 2001 – 2024
Разработчик – Евгений Андрианов