Главная Электроустройства и узлы радиосистем на постоянном токе 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 где /- активная длина проводников обмотки; г - радиус внутрен- него цилиндра статора; Ф„г = 5/В (а) г da - магнитный поток ротора. б Наводимая э. д. с. в катушке, число витков в которой w, ei = - w т^- !мФ cos El sin (со/ - a). (4.4) В фазе обмотки статора'разовьется гармоническая э. д. с. с частотой со, фазовым сдвигом иамплитудой, равной сумме амплитуд э. д. с. в каждой из составляющих ее катушек, т. е. Рис. 4.3 е1 = шсоФ(2 coseiSin(co/ -aJ, (4.5) \> = i / где - число катушек, входящих в одну группу, образующую обмотку фазы. Если представить сумму в (4.5), как произведение числа катушек в фазе на некоторый коэффициент ко, называемый коэффициентом обмотки, то- iVo=2] C0S8,. (4.6) 1 = 1- Для обмотки, изображенной на рис. 4.2, где = 3, угол = 20°, коэффициент . Ao = (l+2cos20°)/3 = 0,96. (4.7) Теперь (4.5) может иметь вид = Em sin (со/ - ai). (4.8) Для действующего значения этой гармонической э. д. с. в соответствии с последним выражением найдем Е - EjY2 = {2n/V2) wNfk,(bm =. AwNkkJO, (4.9) где = 1, И - коэффициент формы для гармонического напряжения. Сравнив полученное выражение с (1.11), отметим совпадение результатов, так как оба выражения определяют э. д. с, наводимую в катушке изменяющимся во времени по гармоническому закону магнитным потоком. В трансформаторе изменение магнитного потока вызывается переменным напряжением сети, а в обмотках статора машины - вращением ротора. Важно отметить, что фаза э. д. с, получаемой в группе катушек, определяется углом ai, т. е. расположением их обмоток на статоре. 52 - В рассматриваемом генераторе группы катушек расположены под углом 120° по отношению друг к другу и поэтому в них создадутся 3. д.с, отличающиеся по фазе на 120° (рис. 4.4): вА == Е,п sin со/; efl = £ ,sin(co/-120°); (4.10) ec = £msin (со/-240°). . Зги э. д- с. и создают токи в нагрузке генератора. Перейдем теперь к двигателям переменного тока. Если пропустить по обмоткам статора машины трехфазные токи: i = /mSinco/; /5 = /m sin (со/-120°); (4.11) /с = /m sin (со/-240°), , то получим на основе принципа обратимости в воздушном зазоре машины такой же магнитный поток, как и создаваемый вращающимся Рис. 4.4 Рис. 4.5 ротором в генераторе, т. е. магнитный поток, постоянный по амплитуде и вращающийся со скоростью со. Чтобы убедиться в этом, подсчитаем проекции суммарного магнитного потока, создаваемого обмотками всех трех фаз статора, на вертикальную и горизонтальную оси. Магнитный поток каждой из фаз будет пульсировать во времени с частотой со, причем эти пульсации в отсутствие насыщения стали машины будут происходить по гармоническому закону, определяемому током соответствующей фазы. Таким образом, для трех магнитных потоков, пульсирующих вдоль осей смещенных по отношению друг к другу в пространстве на 120° (рис. 4.5), получим: ф^ = -O, sin0/; фд ф, 5{п(со/- 1:20°); Фс = -Ф„51п(со/-240°). j Для проекции вектора суммарного поля на вертикальную ось Получим (4.12) = + - (Фв + Фс) sin 30° = - 1,5 Ф^ sin со/. (4.13) 53 Проекция вектора суммарного поля на горизонтальную ось будет ф^ = -0yjCOs3O° + cDcCOs3O° = - 1,5Ф, сО8 0/. (4.14) Эти две составляющие определяют вектор с амплитудой 1,5Ф^ вращающийся с угловой скоростью со против часовой стрелки. При со/ = О вектор суммарного поля направлен влево по оси х. Поместив в пространство между полюсами статора закрепленный на вращающейся оси электромагнит, получим синхронный двигатель. Электромагнит, ориентируясь по полю создаваемым статором, будет вращаться с угловой скоростью со, с его вала можно будет снимать некоторую механическую энергию. При частоте тока питающей сети 50 Гц ротор трехфазного синхронного двигателя вращается со скоростью 3000 об/мин. Если источник, возбуждающий ток в обмотке электромагнита (ротора), отключить и замкнуть ее накоротко, то получим асинхронный двигатель! Появление вращающего 1ф^ момента в асинхронном двигателе можно объяснить следующим: воздействующий на обмотку ротора суммарный вращающийся магнитный поток всех трех полюсов (первичный) возбуждает в ее витках гармоническую э. д. с, действующее значение-которой в соответствии с (4.9) £2 = 4к^р^21,5Ф,п. (4.15) Рис. 4.6 Частота наводимой в роторе э. д. с. зависит от скорости вращения ротора. При неподвижном роторе круговая частота coj равна частоте вращения магнитного поля со. Если же ротор вращается со скоростью сОр, то 2я/2 = со (4.16) где знак минус соответствует вращению ротора вслед за вектором первичного магнитного поля, а знак плюс - вращению в противоположном направлении. Переменныйток г'з. вызываемый э. д. с. в обмотке ротора, будет создавать вторичный магнитный поток; пульсирующий во времени и направленный по нормали к плоскости витков обмотки ротора-Частота пульсаций этого магнитного потока, связанного геометрически с ротором, равна f. Пульсирующий магнитный поток можно представить как сумму двух вращающихся в разные стороны магнитных потоков Ф1 и Фз (рис. 4.6). Вектор магнитного потока Ф1 вращается относительно витков обмотки ротора с угловой скоростью СО2 = со-СОр против часовой стрелки, а вектор Фа с той же угловой скоростью, но по часовой стрелке. Магнитный поток, определяемый векторами Фх, взаимодействует с неподвижным относительно него первичным магнитным потоком-, име; ющим амплитуду 1,5 Ф^, точно так же, как и постоянный магнитны поток ротора рассмотренного ранее синхронного двигателя. В резуль ате их взаимодействия создается момент, заставляющий ротор вращаться вслед за первичным магнитным полем. Магнитный поток, определяемый вектором Фа, вращается относительно первичного магнитного потока, создаваемого обмотками статора с частотой 2со2, и поэтому не создает постоянного вращающего момента. Следует отметить, что при синхронной частоте вращения ротора = СО частота и, следовательно, амплитуда э. д. с. наводимой в обмотке ротора становятся равными нулю. Ток в обмотке ротора и развиваемый им вращающий момент также оказываются равными нулю. Поэтому частота вращения ротора в асинхронном двигателе всегда меньше частоты вращения магнитного поля, создаваемого обмотками статора. Оценивают отставание ротора от магнитного поля с помощью коэффициента s, называемого скольжением, причем s=(0-cop)/co. (4.17) Синхронные машины используют в основном как генераторы переменного тока. В качестве двигателей чаще всего применяют асинхронные машины. § 4.2. Основные характеристики трехфазной асинхронной машины Опуская влияние вторичного магнитного потока Ф2, рассмотрим взаимодействие первичного магнитного потока и потока, определяемого вектором Ф1 (рис. 4.7, а), которые создаются намагничивающими силами всех обмоток статора и ротора и образуют основной магнитный поток асинхронной машины Фо. Этот поток вращается по отношению к статору с угловой частотой, определяемой частотой тока сети и числом полюсов в обмотке статора. В случае трехфазной машины при одном полюсе, приходящемся на каждую фазу, частота вращения основного магнитного потока 0 равна угловой частоте тока сети со. При числе полюсов на одну фазу р она в р раз меньше. Относительно ротора, имеющего частоту вращения Юр, основной магнитный поток вращается с меньшей частотой щ, причем co2 = coiqi0p = 0iip0i(l - s)=:scoi. (4.18) Скольжение s положительно при со > сОр и отрицательно при 1 <; со Рис. 4.7 , р. Создание основного магнитного потока в машине сопровождается возникновением потоков рассеяния в статоре Ф^ и в роторе Ф^а-Предположим, что в машине три соединенные звездой фазные DNfOTKH, как на статоре, так и на роторе (рис. 4.7, б). Первые подклю-НЬ1 к трехфазной сети, а вторые выведены через коллектор, состоя- щий из трех неразрезных колец, и нагружены на пусковые резисторы /?п, которые закорачиваются после того как ротор двигателя разгонится. Токи в фазах статора и ротора отличаются лишь фазовыми сдвигами в силу симметрии конструкции машины и подводимых к обмоткам напряжений сети. Создаваемые в обмотках вращающимся основным магнитным потоком Фо э. д. с, как статора, так и ротора, гармонические. Будем считать, что сталь статора и ротора машины не насыщена и поэтому сопротивления цепи каждой из. фаз машины линейные. В данном случае токи в обмотках статора и ротора будут также гармоническими и можно воспользоваться методом комплексных амплитуд. К обмоткам фазы статора А приложено напряжение сети Vа\ оно уравновешивается падениями напряжения на индуктивности рассеяния обмотки статора Li и ее омическом сопротивлении г^, а также преодолевает э. д. с, развиваемую в этой обмотке основным магнитным потоком: /=-i + (/coL -f(4.19) Согласно полученным ранее соотношениям (4.4) - (4.8) комплексная амплитуда Ei - \iWiNk, (4.20) что позволяет записать OA = jcoiWiNko% + j(iLji-i-ri!i, (4.21) где - комплексная амплитуда фазы Л напряжения сети; Wi - число витков в катушке статорной обмотки; Фо - комплексная амплитуда основного магнитного потока; - комплексная амплитуда тока статора. Обмотки ротора машины могут отличаться. от статорных числом витков в катушках, числом катушек, их взаимным расположением. Примем единственным конструктивным отличием этих двух обмоток число витков. У роторных катушек оно равно w. Основной магнитный поток, вращаясь относительно ротора со скоростью 2 = scoj, наводит в его обмотках э. д. с, которая уравновешивается падениями напряжения на индуктивности рассеяния Ls2 и омических сопротивлениях ротора Гр и пускового реостата /? : О - joiSWNkOo + jsLsh + / 22, (4.22) где Га = Гр -- /п - комплексная амплитуда тока ротора. Основной магнитный поток машины, являясь суммой первичного и вторичного потоков, создается в результате сложения намагничивающих сил статора и ротора. Поэтому можно записать WyNkJi + w.,Nkj2 = w,NkJi (4.23) где /ю - ток фазы статора при разомкнутых (/? = °°) обмотках ротора. Сравнив (4.21), (4.22) и (4.23) с системой уравнений для трансформатора (1.43), убеждаемся в полной их тождественности. Этого и следовало ожидать, так как обмотки трансформатора и машины находятся в аналогичных условиях - они пронизываются гармонически Р^еняющимися магнитными потоками. Только в трансформаторе ток /а отдает свою энергию омической нагрузке, подключенной ко вторичной обмотке, а в машине создает магнитное поле, взаимодействующее с первичным полем и приводящее ротор во вращение. Таким образом, ток /2 в машине передает свою энергию механической нагрузке, подсоединенной к валу ротора. Помимо этого отличается и частота изменения тока /3 в трансформаторе и машине. Из-за вращения ротора в машине она равна соа = = sfuy. Решения системы уравнений машины даюткомплексные амплитуды токов Д и /2 и магнитного потока Фо. Не приводя выкладок, определим механический момент на валу машины. Ток /о из-за реактивного сопротивления во вторичной цепи / S Рнс. 4.8 W2L52 отстаетпо фазе от наводимой в обмотках ротора основным магнитным потоком э. д. с. на угол г|5, причем cos г|5 =: Гз/]/г| + s2cofZ42. (4.24) Этот ток протекает по проводникам обмотки ротора, находящимся в магнитном поле с индукцией Bi (cog/), и, следовательно, порождает механическую силу f направленную по касательной к окружности ротора (рис.. 4.8, а). Эта сила по определению магнитной индукции н с учетом ортогональности векторов индукции и тока Fi - /2 (СО2О Bi (СО2/) /. (4.25) Поскольку индукция и ток меняются во времени с частотой cOg, тодля определения момента на валу машины нам следует найти среднее значение силы Fi за один оборот ротора. Эта средняя величина Зависит от угла сдвига по фазе между В,- и Л, т. е. от cos г};. Вычислив индукцию Bi и ток /2, получим для среднего суммарного Момента, создаваемого всеми обмотками ротора. М = 1,5w.NkfiOomhm cos tj). (4.26), |
© ООО "Карат-Авто", 2001 – 2024 Разработчик – Евгений Андрианов |