Главная  Измерения массы в промышленности 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 [ 66 ] 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207

Таблица ;3

Набор с повторными единицами

Набор с повторными двойками

Набор с тройками

Масса npooi.!, г

Число используемых гирь массой, г

к О -

Число используемых гирь массой, г

Число кспользте-мых гирь кассой.

g 3

? Е

11 ° 6

о к

о с

к

Суммарное; 2 число гирь i

§ 52. Форма и материал гирь

Для того чтобы гири как можно меньше подвергались коррозии, их поверхность должна быть по возможности наименьшей. В связи с этим идеальной формой гирь был бы шар, как геометрическое тело, которое при заданном объеме (массе) имеет наименьшую поверхность. Однако по ряду причин *, главным образом технологического характера, гирям образцовым и общего назначения массой от 1 г до 2 кг придана форма прямого цилиндра с головкой (рис. 132,0), а гирям массой 5 кг и выше - форма цилиндра с головкой (рис. 132,6) или дужкой (рис. 132,1?).

Размеры гирь выбраны по правилу DfnH, и Н : Hi = 1,6+2,0. При таком соотношении размеров цилиндрические гири имеют поверхность, наиболее близкую к поверхности шарообразных гирь.

Гири высоких классов точности (классов 1 и 2) не имеют подгоночных полостей **, а гири класса 3 и ниже могут быть изготов-

* Одной из причин отказа от шарообразной формы гирь явилось то обстоятельство, что старые русские гири (фуитовые) имели шарообразную форму, в связи с чем при введении метрической системы оказалось необходимым создать гири, резко отличающиеся по форме от фунтовых.

** В эксплуатации находится много граммовых гирь класса 2, изготовленных по форме, приведенной иа рис. 133, с и имеющих подгоночную полость.



лены с полостями, закрываемыми головкой (рис. 133, а), нарезной пробкой (рис. 133, б) и гладкой пробкой из цветного металла (рис. 133, в) для нанесения государственного клейма. Подгоночная полость должна иметь размеры, позволяющие при ремонте досыпать тарировочный материал (в процентах от номинальной массы гири, не менее):

для гирь класса 3 4 > 5

0.5 0,8 1,2

Наличке полости облегчает технологию подгонки гирь по массе, но при этом снижается стабильность массы, так как в по-


а 5 б

Рис. i32. Форма гирь образцовых и общего назначения

Гслодка

Ы


Гладкая nnoffm

Нарезная про5ка С 5 В

Рис. 133. Гири с подгоночными полостями

лость может попасть влага из воздуха, которая, взаимодействуя с поверхностью полости и подгоночного материала, находящегося в ней, изменяет массу гири.

В целях поддержания стабильности массы во времени гири классов ! и 2 изготовляют из коррозионноустойчивых материалов. Помимо этого материал гирь указанных классов должен быть антимагнитным, так как взаимодействие между магнитными полями гирь и стальными деталями весов может привести к ошибкам при взвешиваниях.



Гири класса 3 и ниже могут быть изготовлены как из корро-зионноустойчивых материалов, так и из обычных латуни, чугуна и стали, но в последнем случае они должны иметь антикоррозионное покрытие.

Материалы, применяемые для изготовления гирь различных классов, указаны в табл. 14.

Таблица 14

Тип гири

Л1атериал гирь класса

Килограммовая

Сталь нержавеющая ау-стеиитного класса (антимагнитная)

Сталь углеродистая или нержавеющая

Сталь углеродистая или чугун

Чугуи

Граммовая

Сталь нержавеющая ау-степитиого класса (анти-магиитиая)

То же и латунь марки Л-62 по гост 1019-47

Сталь углеродистая

Сталь углеродистая 11 чугун (для гирь массой DT SO0 до 5 г)

Миллиграммовая

То же и титан нли его сплавы

Алюминий марки А.ОО по гост 11069-64

.А.ЛЮМИНИЙ марки А-1 по ГОСТ

11069-64

.1ЛЮМИНИЙ

В зависимости от класса гирь и материала, из которого они изготовлены, применяют различные антикоррозионные покрытия:

никелевое или хромовое многослойное группы С (по ГОСТ 3002-70) - для гирь классов 3 и 4 из углеродистой стали, классов 2 и 4 из латуни;

пассивирование или оксидирование - для гирь класса 5 из углеродистой стали;

лаковое горячей сушки (лаки черные матовые) - для чугунных гирь класса 4;

лаковое или из смеси графита с минеральным маслом - для чугунных гирь класса 5.

Помимо металлических граммовых гирь в СССР применяются граммовые керамические гири* классов 4 и 5 (рис. 134). Для отличия гири класса 4 имеют белый цвет, а гири класса 5 - коричневый. Отношение Я : D = 1,4 : 1,0.

Миллиграммовые гири имеют форму проволочек и пластинок (рис. 135), рейтеры делают по формам, приведенным на рис. 136. Гири-рейтеры изготовляют из материалов, указанных для миллиграммовых гирь соответствующего класса.

Условным гирям придана форма прямого цилиндра с вырезами по радиусу (рис. 137) и отношением Н -.0 = 1 :3, применяемый материал - чугун.

Образцовые гири массой 20 кг, служащие для поверки неравноплечих весов, имеют форму прямого параллелепипеда (рис. 138).

* Были предложены Н. Е. Колюном и А. М. Разваринкм.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 [ 66 ] 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207

© ООО "Карат-Авто", 2001 – 2024
Разработчик – Евгений Андрианов