Главная  Измерения массы в промышленности 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 [ 126 ] 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207

лава XIV

::тАндАРтизАция приборов

и устройств для ИЗМЕРЕНИЯ пассы и ДОЗИРОВАНИЯ

Современный уровень промышленного производства выдвигает la первый план задачу разработки таких средств весоизмерения i дозирования, которые отвечали бы требованиям внедряемой t промышленность Государственной системы приборов и создава-1и предпосылки для автоматизации технологических (поточных) 1иний цехов и целых заводов.

Автоматизация процессов взвешивания и дозирования в горюй, металлургической, химической, пищевой промышленности, 5 строительстве и сельском хозяйстве позволит повысить сортность I улучшить качество продукции, снизить себестоимость, значительно снизить процент брака.

Разработка рациональной номенклатуры типовых, унифицированных моделей весов и дозаторов дискретного и непрерывного хействия базируется на закономерно построенных рядах техниче-жих параметров. В связи с этим большое значение имеют работы iTO стандартизации технических и метрологических параметров зриборов и устройств весодозировочной техники. Результаты этой заботы оформляются в виде отраслевых и государственных стан-цартов (ОСТ и ГОСТ), руководящих технических материалов (РТМ) и другой нормативно-технической документации.

Однако прежде чем перейти непосредственно к освещению во-[ipocoB стандартизации, особенностей построения параметрических рядов и разработки рациональной номенклатуры типовых моделей (типизации), необходимо привести основные определения и термины, которые будут применены при последующем изложении материала.

\. Основной параметр - параметр, наиболее полно характеризующий эксплуатационные или производственные показатели машины или прибора. По этому параметру строится параметрический ряд. характеризующий группу, вид или тип машин и приборов.

2. Параметрический (размерный) ряд - совокупность числовых значений одного или нескольких параметров, построенная в соответствии с определенной закономерностью.

3. Тип - классификационное подразделение, объединяющее изделия, имеющие признаки, общие для ряда моделей машин и приборов, различающихся между собой значениями параметров.

4. Типоразмер - сочетание определенного типа машины с числовым значением ее параметра.

5. Модель - конкретное конструктивное исполнение машин или приборов определенного типоразмера.



6. Базовая модель - конкретное конструктивное исполнение машины или прибора определенного типоразмера, являющееся основным для создания ряда типоразмеров моделей данного типа или различных модификаций (исполнений).

7. Параллельная модель-- конкретное конструктивное исполнение, образованное на основе базовой модели.

8. Модификация (исполнение) - видоизменения конструкции той или иной модели в зависимости от конкретных условий с целью изменения внешнего вида или эксплуатационных качеств.

9. Межтиповая унификация - унификация узлов и деталей машин и приборов различных типов.

10. Внутритиповая унификация - унификация узлов и деталей машин одного типа.

11. Агрегатирование - система компоновки (сборки) машин и приборов различных типов и размеров из готовых узлов или блоков, унифицированных в пределах одной или нескольких отраслей промышленности и обладающих геометрической или функциональной взаимозаменяемостью.

§ 100. Методика построения параметрических рядов весов и дозаторов

В основу разработки номенклатуры весодозировочных устройств положены рациональные параметрические ряды.

Основной принцип построения параметрических рядов заключается в том, что размерный ряд параметров, установленный для того или иного типа весов, оставаясь постоянным во времени, в то же время должен позволять наиболее полно использовать современные научно-технические достижения и открытия в процессе создания новых приборов.

Выбор параметра должен быть глубоко продуманным еще и потому, что параметрический (размерный) ряд в большинстве случаев оформляется в виде руководящего технического материала (РТМ), отраслевого или государственного стандарта (ОСТ, ГОСТ), обязательных для применения.

Общими критериями для выбора основного параметра являются:

1) наиболее полное выражение этим параметром технических и эксплуатационных данных прибора. Например, для весов общего назначения в качестве главного параметра выбирают наибольший предел взвешивания, для дозаторов дискретного взвешивания - величину порции (дозы), дозаторов непрерывного действия - производительность;

2) стабильность параметра - сохранение постоянными значений параметра при конструктивных модификациях и технических усовершенствованиях машины или прибора. Основной параметр



размерного ряда не должен мешать внесению в конструкцию машины или прибора изменений, улучшающих эксплуатационные или метрологические данные;

3) независимость параметра от таких часто изменяющихся факторов, как технология изготовления и принятая методика расчета нормативных данных. Это является весьма важным в связи с тем, что всякое изменение основного параметра вызывает изменение номенклатуры, следовательно, перестройки налаженного и освоенного производства, что должно происходить только в тех случаях, когда это диктуется требованием внедрения новой техники.

Следующей задачей, после того как установлен основной параметр, по которому строится размерный ряд, является определение размерного диапазона и размещение размеров в принятом размерном диапазоне.

Установление размерного диапазона сводится к определению

жрайних значений основного параметра для определенной группы (типа) весоизмерительных приборов.

При установлении диапазона предельных нагрузок весоизмерительных приборов общепромышленного назначения, включающих

Платформенные весы различных наименований (автомобильные и

.вагонные), наибольшей была принята нагрузка 200 т, достаточная

,для взвешивания большегрузных вагонов, эксплуатирующихся в сети железных дорог. Таким же образом, путем анализа грузов

минимального веса было установлено наименьшее значение параметра, входящее в размерный ряд.

Весьма важным является размещение размеров в выбранном диапазоне, чему предшествует выбор закономерности построения

;ряда в системе размерных величин. В данном случае под размерными величинами понимают не только геометрические, но и другие характеристики (производительность, пределы взвешивания и т. д.). Установление закономерности позволяет связать номи-

.нальные характеристики отдельных типов весов между собой и обеспечить их преемственность. Закономерное построение взаимо-связанных, определяющих перспективу развития технических характеристик приобретает огромное значение в условиях планового социалистического народного хозяйства.

Эта задача решается применением рядов предпочтительных чисел, из которых необходимо выбирать значения параметров машин и приборов (см. приложение).

Система предпочтительных чисел первоначально была внедре-

на в машиностроении, где была доказана целесообразность применения системы предпочтительных чисел на весах стадиях экспе-

риментирования, проектирования и освоения новых машин, механизмов и аппаратов применительно к таким величинам, как числа оборотов, мощности, усилия, линейные размеры и т. д. В настоящее время эта система является основой государственной стандартизации в СССР.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 [ 126 ] 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207

© ООО "Карат-Авто", 2001 – 2024
Разработчик – Евгений Андрианов